Забота о малыше – только с рождения? Как не опоздать на девять месяцев...

Дети. Счастье и радость, цветы жизни, непонятные «инопланетяне», имеющие на все свой взгляд, свою точку зрения, свои, зачастую совершенно неожиданные, суждения обо всем на свете. Как часто мы удивляемся, глядя на своих детей – «Откуда в них это? Мы им такого не говорили, не показывали, не учили. В семье никто…». Откуда берутся в детях совершенно, казалось бы, «не наши» черты характера и поведения? Когда и под воздействием каких факторов наш малыш становится такой яркой индивидуальностью?

Век прошедший во многом перевернул наши (и научные) взгляды на ребенка, его сущность, развитие, и на то, что для этого развития требуется. Если век девятнадцатый и даже двадцатый отказывался признать за младенцем даже способность чувствовать боль (В доказательство можно привести слова Доктора Даниеля Аннекена (болевое отделение в детской больнице Арман-Труссо, Париж):«Долгое время считалось, что младенец не чувствует боли, поскольку его нервная система недостаточно развита. Еще и сегодня целый ряд анализов и даже операций и хирургических актов (обрезание, спинномозговая пункция, эгдоскопия и др.) проводятся под наркозом у взрослого и без наркоза у ребенка», а Джилл Лавсон в 1990 году в статье для журнала «Материнство» писал о том, что многие врачи не считают нужным давать обезболивание младенцам при операциях – им вводили лишь парализующие препараты, чтоб обездвижить), то наш, двадцать первый, вводит в обиход специальность перинатального психолога, могущего объяснить, какие эмоции испытывает еще не родившийся человечек.

Наверное, многие слышали древнюю японскую притчу о родителях, пришедших к мудрецу с вопросом, когда им начинать воспитывать новорожденного ребенка и услышавших, что они опоздали на девять месяцев. То, о чем говорили японские мудрецы, теперь подтверждают ученые по всему миру – каким будет ребенок зависит не только от генетики или воспитания, но и от того, как проходила его внутриутробная жизнь и рождение. О чем же говорят исследования?

Влияние психоактивных веществ.

Психоактивными называют вещества, меняющие наше восприятие, настроение, поведение и реакции. Если проще – алкоголь, наркотические вещества, табак, ряд лекарственных средств, в основном снотворных, успокоительных, обезболивающих. В зависимости от конкретного вещества, частоты применения, дозировок и многих других факторов влияние их на внутриутробное развитие, протекание родов и дальнейшую жизнь ребенка может быть разнообразным – от небольших, поправимых замедлений роста, до спонтанных абортов, гибели малыша в родах или послеродовом периоде. Не будем останавливаться на них очень подробно – эту информацию легко найти.

Остановимся лишь на некоторых фактах – фетальный алкогольный синдром, несущий с собой задержку роста, умственного развития и специфические черты лица, пожизненную печать «детей алкоголя» поражает треть всех рожденных у любителей выпить в теплой компании. При чем речь идет не об алкоголиках, может оказаться достаточно и пары бокалов в день рождения, «за компанию», традиционного новогоднего застолья с шампанским под бой часов, «невинного» убеждения, звучащего подчас и из уст врачей, что алкоголь в малых дозах безвреден и даже полезен. Еще треть рожденных употребляющими алкоголь мамами будет иметь некоторые последствия токсического воздействия алкоголя – к примеру, агрессивность, гипервозбудимость, нарушения сна, и лишь оставшаяся треть имеет шанс родиться без видимых последствий.
Никотин в 2,5 раза увеличивает вероятность внезапной смерти новорожденного и на 14% - риск преждевременных родов.

Прием снотворных на основе барбитуратов (фенозепам, реланиум, радедорм и ряд других) в первый триместр беременности резко повышает риск патологий развития плода.

Еще на этапе планирования, или только узнав о наступлении беременности стоит отказаться от всех вредных привычек (включая выходы «на перекур» с коллегами – пассивное курение ничуть не менее опасно!) и завести полезную привычку обсуждать прием всех лекарственных препаратов со своим врачом.

Не все овощи одинаково полезны…

Профессор педиатрии, исследователь Пол Винчестер из Медицинской школы штата Индиана провел исследование, в котором приняло участие более полутора миллионов детей. В результате было установлено, что дети, рожденные весной, часто отстают в умственном развитии, хуже учатся в школе. Ученый связывает это с тем, что зачатие и ранние этапы внутриутробного развития этих детей пришлись на лето, когда в продуктах питания содержится много пестицидов – веществ, используемых для уничтожения насекомых. К тому же летом пестициды используются и в наших домах – для защиты от комаров, к примеру.

Другие исследования на эту тему показали, что дети, ранние этапы развития которых пришлись на период наивысшего содержания пестицидов в продуктах, чаще рождаются недоношенными, а также связь пестицидов с болезнью Паркинсона.

Конечно, проверить каждый покупаемый фрукт на содержание разнообразной химии нам не под силу, но вполне можно хотя бы на время удалить из дома разнообразные антикомариные пластины и жидкости (их можно заменить эфирными маслами, которые, впрочем, тоже стоит применять с осторожностью – некоторые противопоказаны при беременности!).

Не меньше следует избегать и другой химии – от средств для мытья посуды до лакокрасочной продукции. Поэтому как бы ни хотелось принести малыша в новенькую детскую, ремонт во время беременности затевать все же не стоит.

Счастье и страх – все на двоих.

Еще в ХХ столетии считалось, что даже новорожденный ребенок не в состоянии испытывать эмоции и адекватно реагировать на окружающее. Тем больший фурор произвели фотографии шведского фотографа Леннарта Нильсона (Lennart Nilsson. A Child is Born (1966), пролившие свет на внутриутробную жизнь ребенка. Оказалось, что еще находясь в животике, малыш умеет улыбаться, сосет палец, открывает глазки, хмурится. И немалая часть этих действий – реакция на окружение, эмоции, психологическое состояние матери. Практически любая наша эмоция имеет в организме «свои» гормоны: счастье, радость – эндорфины, стресс – катехоламины и другие. Гормоны легко проходят плацентарный барьер и вызывают у малыша ту же физиологическую реакцию, которую испытывает мать.

Ситуация усугубляется тем, что у «пузожителя» еще отсутствуют защитные реакции, вырабатываемые мозгом взрослого для защиты от «перегрузок». Виветт Гловер из Империал-Колледжа (Лондон, Великобритания) изучала условия протекания около ста беременностей, и оценила степень развития детей в полуторагодовалом возрасте. Оказалось, что дети, чьи матери испытывали стресс, имеют больший риск замедления умственного развития, более склонны к тревожности и страху. Это научное обоснование старинного обычая, по которому беременной нельзя пугаться, злиться, смотреть на уродства и вообще испытывать негативные эмоции, а вот счастье, радость, созерцание прекрасного напротив очень полезно и необходимо.

Конечно, совсем не испытывать отрицательных эмоций мы не можем, да это и необязательно – ведь негативное влияние на ребенка могут оказать только сильные или затяжные страхи или депрессии. С ними стоит бороться самыми радикальными средствами – от расстановки приоритетов перед недовольным работодателем до работы с проблемой при участии психолога. Еще одно мощное оружие – мамина любовь. Она способна защитить малыша даже от сильных стрессов и потрясений. Любимые и желанные дети менее тревожны, легче адаптируются, меньше подвержены страхам. Ну, а с положительными эмоциями все просто – научитесь баловать себя! Беременность – великолепный повод посетить картинную галерею, а может, просто последить за бегом облаков или погулять по ослепительно желтому осеннему парку. Неплохой способ расслабиться – концерт классической музыки. А вот любителям музыки «потяжелее» стоит задуматься – существует мнение, что ритмы рока могут не лучшим образом влиять на ребенка. Может быть, стоит временно переключиться на что-то полегче или хотя бы выбирать наиболее мелодичные из любимых песен? Хорошим средством от стресса является и само общение с «пузожителем», можно рассказать ему, как мама его любит и ждет, спеть песенку – и настроение исправится.

Конечно, здесь описано далеко не все, что нужно знать, учитывать, делать для того, чтобы выносить и родить здорового малыша. Но даже описанное многие считают чересчур сложным для выполнения – например, отказаться от сигареты или привычного бокала-другого вина в праздник. Но давайте подумаем – беременность длится всего 40 недель, а жизнь – гораздо дольше. И прожить ее лучше здоровым и счастливым!